Воскресенье, 18.11.2018, 05:10
| RSS
Главная | Как «приземляли» выдающуюся летчицу - Форум
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Сквад =Bb=
  • sukhoi.ru
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    2Форум

    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Библиотека » Журналы и монографии » Как «приземляли» выдающуюся летчицу
    Как «приземляли» выдающуюся летчицу
    LibraДата: Пятница, 29.11.2013, 06:29 | Сообщение # 1
    Старший лейтенант
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 133
    Награды: 0
    Репутация: 1
    Статус: Offline




    http://infoaviatrans.ru/kak-pri....su.html

    23 октября Ираиде Вертипраховой, единственной в стране женщине, удостоенной звания «Заслуженный пилот СССР», исполнилось бы 80 лет.

    …Бывает же, что журналистам везет! Так везет, что хочется каждому похвастаться. Примерно с таким чувством мы вместе с фотокором «Воздушного транспорта» Володей Шевченко, гордясь редакционным заданием, летом 1978 года переступили порог красноярской квартиры будущей героини нашего будущего творения. Первое же впечатление от встречи несколько остудило наш пыл. Заранее продуманный вариант газетного рассказа о том, как слабому полу покоряются штурвалы могучих лайнеров, сразу приказал долго жить. Дверь открыла особа внушительных размеров, рядом с которой даже совсем немаленького роста Володя выглядел пацаном.

    Что мы тогда уже знали о ней? Что почти год назад возглавляемый Ираидой Вертипраховой женский экипаж самолета Ил-62М установил сразу несколько мировых рекордов, пролетев по трассе Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва. Этот же экипаж выполнил беспосадочный перелет по маршруту София — Владивосток, пролетев за 13 часов 01 минуту расстояние 11 074 километра и в три раза перекрыв рекорд американок.

    Даже видавший виды знаменитый летчик летчик-испытатель Владимир Коккинаки не удержался от восхищения тем, как вела себя в этом полете командир. «Вертипрахова должна была выполнить две, пожалуй, самые ответственные операции — взлет и посадку. Отмечу, порты Софии и Владивостока для постоянных полетов такой тяжелой машины не используются: коротковаты взлетно-посадочные полосы. Представьте себе, как тяжело было поднять до максимума заправленный горючим Ил-62М в такой ситуации. Не легче и посадить донельзя «похудевший» самолет. Ираида с обеими задачами справилась блестяще...» Вне сомнений столь же высокой оценки заслужили и помощницы И.Вертипраховой: вторые пилоты Е.Мартова и Т.Павленко, штурман Г.Козырь, бортинженер Г.Смагина и бортрадист Н.Костыркина. Все они не были случайными людьми в том полете, не были «калифами на час», за каждой числились не только часы безаварийного налета, но и годы борьбы за право занять свое, подобающее их умению и мастерству, рабочее место в небе. Потому не случайными стали четыре мировых рекорда дальности и высоты, которые за неполные два месяца установил «сборный женский экипаж».

    Знатоки истории гражданской авиации наверняка вам расскажут, по каким таким критериям именно красноярской летчице было доверено возглавить «рекордный» женский экипаж. Сразу скажем, она не была «блатной». Просто поспособствовала суета, возникшая тогда вокруг другой кандидатуры — космонавта Светланы Савицкой. В военно-воздушном ведомстве, где маршал Савицкий был крупной фигурой, прослышав, что «на самом верху» задуман чисто женский полет, очень захотели поспособствовать именно Светлане. Вот тогда, говорят, «гражданский» министр Борис Павлович Бугаев и закусил удила: «У нас что, своих не найдется?» А так как он, бывший личный пилот Брежнева, тоже был вхож к Леониду Ильичу, участие Вертипраховой в намеченном полете было предопределено. Тем более что в гражданской авиации — это знали все — ни у кого не было столь достойного послужного списка.

    Один из ее бывших сослуживцев как-то написал в газету: «Более сорока лет я знаю этого замечательного человека. Все у нее было: и удачливость, и счастье, и достаток, и слава...». Могу присоединиться почти ко всем словам ветерана авиации, кроме одного. По журналистским делам я бывал у нее еще раз и в Красноярске, и позже – в ее родном Красноуфимске, что на Урале. Так вот, утверждаю: счастья в его общечеловеческом понимании ей не досталось. Да это никого в те времена и не удивляло: «Прежде думай о Родине, а потом о себе...». С юности заболев небом, она просто не оставила себе времени позаботиться о личном. Помню ее фразу: «Счастье — это когда ты в кабине самолета». Счастье было и в том, что на ее счету, пока она не села за штурвал своего первого самолета, были десятки мировых парашютных рекордов.

    …Впрочем, воздав летчице и ее подругам по заслугам, в Аэрофлоте постарались больше о рекорде не вспоминать. Ну не любило начальство женщин за штурвалом — что поделать? А потому выглядит совсем не случайным финал карьеры Вертипраховой-летчицы. Он был, прямо скажем, удручающим — однажды в аэропорту Сочи управляемый ею Ту-154 выкатился за полосу. Как потом выяснила комиссия, не по ее вине — удержать штурвал этой машины на полосе не всегда удавалось даже очень крепким мужикам. То что у «тушки" был такой «каприз», знали все, но до поры до времени старались объяснить чем угодно, только не техническими свойствами. И в тот раз решили взяться за «человеческий фактор», благо человек случился подходящий. И чтобы другим неповадно было, «повесили» все на Вертипрахову. Приговор руководства летной службы отрасли был суров — во вторые пилоты более низкого по классу Ил-18. А устно из Москвы последовала еще более определенная депеша: на «кукурузник» Ан-2.
    Три года не привыкшая сносить несправедливые обиды Вертипрахова пыталась доискаться правды, но, поняв, что ее не хотят услышать, написала заявление об уходе из авиации. Чтобы, встречаясь с сослуживцами, душу не травить, сдала красноярскую квартиру и отправилась под материнское крыло в свой совсем не авиационный город детства — уральский Красноуфимск. Там и доживала свой век — одна-одинешенька...

    Десять лет назад, в канун ее 70-летия позвонил в Красноуфимск. Поздравил с юбилеем, сообщил, что в Красноярском отряде ее именем самолет хотят назвать. Ираида Федоровна не сразу припомнила, с кем разговаривает, — лишь год назад перенесла инсульт, но, услышав приятную новость, встрепенулась: «Правда? Посидеть бы минутку за штурвалом...» И грустно добавила: «Да кому я сегодня нужна? Время такое».

    Ираида Федоровна умерла в Красноуфимске в 2006 году.

    …Я спросил председателя Клуба заслуженных пилотов Красноярского управления гражданской авиации Максима Герасимовича Жирова, помнят ли сегодня Ираиду Федоровну в Красноярске?

    — Конечно! Мы ее очень уважали, сокрушались, когда так несправедливо с ней обошлись в министерстве, унизили. Мы просили за нее, понимали, что небо для Ираиды – все. У нее ведь не было семьи. Фразу «Экипаж — большая семья» сказали про нее. Память о ней хранят ее бывшие сослуживцы и музей, где ее фотография среди других на стенде «Человек-пилот». Выпущен и календарь, на котором запечатлены лица всех наших заслуженных пилотов, в том числе и ее. Она ведь в своем роде единственная, не только у нас в стране, но и в мире. Как же ею не гордиться! Собирались ее именем в 2001 году назвать самолет – да не получилось.

    Получилось за рубежом. В честь выдающихся заслуг заслуженного пилота СССР, пилота первого класса, обладательницы множества рекордов в пилотировании и в парашютном спорте Ираиды Вертипраховой в городе Ванкувер (США) открыт барельеф, ее именем названа аллея. За океаном умеют ценить героев неба…

    Анатолий ЖУРИН

    Наша справка

    Вертипрахова Ираида Федоровна (1931- 2006 г.г.). Заслуженный пилот СССР, мировая рекордсменка. Окончила аэроклуб ДОСААФ в Свердловске. ЦОЛТШ в Саранске. Совершила 400 прыжков с парашютом. Чемпионка СССР по затяжным прыжкам. Рекордсменка в групповых прыжках в ночных условиях. Пилот Гражданской авиации. Свыше 30 лет проработала в Красноярском УГА. Налет более 16000 часов. Одна из немногих женщин-командиров воздушных судов.  Освоила самолеты Як-12, Ан-2,Як-18, Ил-18, Ту-154, Ил-62.. До 1985г. была командиром экипажа Ту-154 в Красноярском Управлении Гражданской Авиации. В дальнейшем работала руководителем полетов, авиадиспетчером.

    Единственная в нашей стране женщина, удостоенная звания «Заслуженный пилот СССР». Награждена орденом Трудового Красного Знамени, знаком «Отличник Аэрофлота», знаком «За безаварийный налет часов». Почетный гражданин г. Красноуфимск (2006г.).
    Прикрепления: 6295195.jpg(35.2 Kb) · 8428886.jpg(38.5 Kb)


    Сообщение отредактировал Libra - Пятница, 29.11.2013, 06:33
     
    LibraДата: Пятница, 29.11.2013, 06:36 | Сообщение # 2
    Старший лейтенант
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 133
    Награды: 0
    Репутация: 1
    Статус: Offline
    http://www.ge-ru.com/component/k2/item/114-дальше-всех,-быстрее-всех

    Дальше всех, быстрее всех!

     В конце сентября 1938 года газеты мира опубликовали сообщение: советские летчицы Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова, вылетев из Москвы на самолете "Родина", за 26 часов 29 минут достигли района Дальнего Востока. Все в этом известии казалось фантастическим: и дальность перелета - 6450 километров и высота - 4 тысячи метров, не говоря уже о самом экипаже - женском. Прошло сорок лет. На смену поршневым самолетам пришли сверхзвуковые, из малой авиация переходила в "тяжелую". И вот недавно наши женщины доказали, что им по плечу и освоение могучих реактивных гигантов. На флагмане советской авиации лайнере ИЛ-62М они установили пять мировых рекордов один за другим. Отныне все достижения среди женщин в пилотировании самолетов с реактивными двигателями принадлежат летчицам нашей страны.

    Эту отважную шестерку назвали "сборной Аэрофлота". Действительно, в Москву, в Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации, они съехались из разных городов страны: командир экипажа Ираида Вертипрахова - из Красноярска, второй пилот Тамара Павленко - из Алма-Аты, бортинженер Галина Смагина - из Душанбе, штурман Галина Козырь, второй пилот Евгения Мартова и бортрадист Нина Костыркина - москвички. До этого они летали на разных самолетах - от легких спортивных бипланов до многоместных ЯК-40 и ИЛ-18. А теперь, первым среди женщин, им предстояло поднять в воздух такую "тяжелую" машину, как ИЛ-62М.
    Потянулись напряженные дни учебы и тренировок. Громадный ИЛ был "приручен" всего лишь за два с половиной месяца вместо положенных шести. И они вышли на старт.
    По замкнутому маршруту Москва - Симферополь - Свердловск—Москва протяженностью в 5 тысяч километров они летели со средней скоростью 953 километра в час, установив тем самым новый мировой рекорд дальности и побив "попутно" мужской официальный рекорд скорости, принадлежавший американцам. Через несколько дней они перекрыли это свое достижение, дважды пройдя без посадки по тому же маршруту (10 420 километров). А
    еще месяц спустя проделали путь из Софии во Владивосток длиною 10074 километра, чуть ли не втрое превысив прежнее мировое достижение дальности полета по прямой, принадлежавшее американке Ж. Кокран.
    Рекорды женского экипажа ИЛ-62М не самоцель. Решались чисто практические задачи. Например, беспосадочный перелет через девять часовых поясов во Владивосток проходил по новой, еще не отработанной трассе, в основном по Заполярью, вдоль побережья Северного Ледовитого океана. Аэродромы там маленькие - большой машине не сесть, метеоусловия чрезвычайно сложные, связь с землей затруднена. Но Крайнему Северу необходимо прямое сообщение с центральными районами. Потому-то и придавалось такое значение "проработке" новой трассы. И самолет прошел ее идеально, за рекордно короткий срок - 13 часов 1 минуту. Значит, большие реактивные лайнеры могут летать и здесь.
    Полет на Дальний Восток можно назвать еще и испытательным: на борту были установлены новейшие навигационные системы, позволяющие машине точно выдерживать курс без помощи земли. В этом рейсе, как и в предыдущих, ИЛ-62М шел на предельных режимах и от взлета до посадки пилотировался вручную. Расчеты специалистов подтвердились: лайнер может ходить на значи-
    тельно больших скоростях, беспосадочные перелеты на десять тысяч километров - реальность. А значит, сегодняшние рекорды могут и должны стать повседневной практикой. Тогда на трассах из центральных районов в Приморье, скажем, на такой. как Москва - Петропавловск-Камчатский, путь можно будет сократить на тысячу километров. А это экономия времени и тонн горючего.
    Серия рекордных полетов требовала от женщин ювелирного управления большой, сложной машиной. Летчик-испытатель Виктор Козлов, руководитель группы инструкторов, готовивших "великолепную шестерку", доволен своими подопечными:
    - Справились они блестяще, летали с поразительной точностью, с какой-то чисто женской аккуратностью. Проходя по замкнутому маршруту, они дважды попадали в зону сильного встречного ветра. Это всегда связано с потерей скорости, задержками в пути, а они ухитрились отклониться от графика лишь на три минуты...
    А вот мнение знаменитого летчика-испытателя Владимира Коккинаки, который десять лет назад впервые оторвал от земли ИЛ-62:
    - Мастерству и успехам наших летчиц могут позавидовать даже мужчины. Мало того, что они побили "попутно" один мужской рекорд: ни один экипаж ИЛ-62М вообще не летал на расстояния, подобные перелету на
    Дальний Восток. А как слушалась их машина, как умело выполнили они взлет и посадку! Ведь аэропорты Софии и Владивостока для постоянных полетов на таких больших самолетах не используются: слишком коротки взлетно-посадочные полосы. Подумайте, как трудно было в этих условиях поднять до максимума загруженный ИЛ, а потом посадить его донельзя "похудевшим"!..
    ...Кто же они, эти женщины?
    За плечами каждой из них аэроклуб, летная школа, инструкторская работа, а затем полеты на самолетах гражданской авиации. Подсчитано, что все вместе они провели в воздухе свыше сорока тысяч часов.
    Профессия, избранная ими, требует воли, мужества, упорства. Но это не мешает им оставаться обаятельными женщинами, женами, матерями со всеми их женскими заботами. Виктор Козлов рассказывает:
    — Мы возвращались из Владивостока. После рекордного полета экипаж отдыхал, а самолет вели инструкторы. Захожу в салон и вижу: одна делает себе маникюр, другая сооружает какую-то замысловатую прическу, третья "колдует" перед зеркалом... Даже неловко стало, что "не постучался", не спросил разрешения войти, ведь они готовились к выходу в "свет"...

    Н. Грашин
    Журнал "Советская женщина", 1978год.


    Сообщение отредактировал Libra - Пятница, 29.11.2013, 06:37
     
    Форум » Библиотека » Журналы и монографии » Как «приземляли» выдающуюся летчицу
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2018